Золотые голоса конкурсов Елены Образцовой

Фонд Елены Образцовой запускает новый проект «Золотые голоса конкурсов Елены Образцовой».

Откроет его концерт Юлии Лежневой «Моцарт-гала», который пройдет 30 мая в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Окончен прием заявок на Конкурс юных вокалистов

20 марта завершился первый этап подготовки VII Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой — окончен прием заявок. Всего поступило порядка 250 заявок от участников из 13 стран.

Второй этап — работа с документами, окончательное согласование и утверждение программ на Конкурс, а также прием вступительных взносов — продлится до 20 апреля.

Седьмой Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой пройдет с 16 по 21 июля 2018 года в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича.

 

Конкурс юных вокалистов Елены Образцовой

Прощание с Александром Ведерниковым

9 января 2018 года ушел из жизни великий русский певец, Народный артист СССР, солист Большого театра Александр Филиппович Ведерников.

Вся жизнь легендарного артиста – пример неустанного, деятельного и глубокого служения России, русскому певческому искусству.

Неоценим вклад Александра Филипповича Ведерникова в историю Большого театра. В галерее созданных им сценических образов центральное место занимали герои русских опер, русский народный характер, его самобытность и богатырский дух.

Могучий артистический дар певца не ослабевал с годами, ибо глубоко укоренен в русской художественной культуре. Его голос приковывал к себе внимание слушателей, поражая глубиной, выразительностью, весомостью проникновенно спетого Слова. Подтверждение тому – незабываемое исполнение музыки Георгия Свиридова на концерте к 100-летию со дня рождения великого композитора.

С Еленой Образцовой Александра Филипповича Ведерникова связывала многолетняя дружба и совместные выступления в спектаклях Большого театра. В 2014 году певец стал лауреатам Премии Фонда Елены Образцовой «За многолетнее служение вокальному искусству». Александр Филиппович принимал участие в творческих проектах Фонда: в концерте к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова, состоявшегося 14 декабря 2015 года на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера», он исполнил две песни из вокального цикла «Песни на стихи Роберта Бернса» и в концерте к 5-летию Фонда Елены Образцовой «Друзья мои, прекрасен наш союз!», состоявшемся 16 декабря 2016 года в Особняке на Волхонке, исполнил романс Даргомыжского «Я вас любил», романс Чайковского «Средь шумного бала» и романс Свиридова «Любовь». Партию фортепиано в обоих концертах исполнила супруга певца Заслуженная артистка России, Заслуженный деятель искусств России Наталья Гуреева.

Низкий поклон и вечная память великому басу, музыканту и художнику, настоящему и преданному сыну Земли Русской Александру Филипповичу Ведерникову.

Александр Ведерников

Прощание с Александром Филипповичем Ведерниковым и отпевание состоится в Храме св.мц Веры, Надежды, Любови и Софии г. Москвы в 10.30 утра 12 января и похорны на Миусском кладбище, расположенном рядом с Храмом, по адресу: Сущевский вал, 21

Итоги XI Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича завершился ХI Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.

Лауреатом Первой премии (500 000 рублей) стал грузинский бас, солист Большого театра Годердзи Джанелидзе. Вторую премию (350 000 рублей) разделили монгольский баритон, солист Монгольского театра оперы и балета Анхбояр Энхболд и российский тенор Шота Чибиров. Последний также удостоен специальной премии «За лучшее исполнение произведения С.В. Рахманинова», учрежденной Тамбовским областным государственным учреждением культуры «Музей-усадьба Рахманинова». Третьи премии (250 000 рублей) завоевали два сопрано – Диляра Идрисова из Уфы и Анастасия Донец из Санкт-Петербурга.

Финальный тур Конкурса и церемония награждения победителей:

Певцы были награждены специальными премиями: Ханна Бредбери из Великобритании – за лучшее исполнение немецкой Lied; Диляра Идрисова – сольным концертом в Малом зале Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского;  Годердзи Джанелидзе – участием в Международном фестивале Ю.Темирканова «Музыкальная коллекция»; Эльмира Караханова – концертом в Прокофьевском зале Всероссийского музыкального объединения музыкальной культуры им. Глинки; Джульетта Алексанян из Армении – концертом в Мемориальной усадьбе имени Ф.И.Шаляпина и премией «Чистый голос» от компании «Буарон»; Олег Бударацкий из Екатеринбурга – выступлением в спектакле Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова; Александрина Стоянова-Андреева из Болгарии и Сюй Минхун из Китая – правом стажировки в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра; Ольга Маслова из Воронежа – «Интонация» от Санкт-Петербургского Дома музыки.

Контртенор из Санкт-Петербурга Юрий Юшкевич удостоен сразу нескольких призов: зрительских симпатий, «Лучшему тенору Конкурса», учрежденного Московским музыкальным театром Геликон-опера под руководством Дмитрия Бертмана, призами от Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Студии звукозаписи Sound Factory и издательства «Вита Нова». Петербуржец Сергей Кайдалов стал лучшим баритоном конкурса (приз от Международного фонда «Серж Меценат») и получил призы от журнала «Опера +» за лучшее исполнение произведения Дж.Верди и от Итальянского радио.

Специальная премия от Культурного центра Елены Образцовой «Дебют» вручена Любови Медведевой из Ямало-Ненецкого автономного округа, от Благотворительного фонда Елены Образцовой – Цветане Омельчук из Москвы. Лучшим концертмейстером конкурса стал Василий Попов.

Конкурс организован Культурным центром Елены Образцовой и Благотворительным фондом Елены Образцовой при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

 

Источник: Музыкальный Клондайк

Золотым голосам Большого звучать вечно!

Предмет рассмотрения настоящих заметок — два новых релиза фирмы «Мелодия». Сегодня эта аудио- и видеозаписывающая компания, некогда советский гигант, к счастью, переживший возрождение на крутом витке новейшей российской истории, масштабы своей профильной деятельности уверенно набирает год от года. Впрочем, назвать анонсируемые аудиорелизы новыми можно лишь условно: в обоих случаях это ремастеринг на цифровые носители записей 60–80-х годов прошлого столетия. С советским политическим прошлым Россия распрощалась раз и навсегда, но культурное наследие в целом и достижения музыкального академического искусства в частности, оттеняющие противоречивый портрет той весьма непростой эпохи, – именно то, что забывать никак нельзя, то, на чем сегодня необходимо культивировать классические художественные ценности.

В великом культурном наследии прошлого имена выдающихся солистов Большого театра – меццо-сопрано Елены Образцовой (1939–2015) и баритона Юрия Мазурока (1931–2006) – занимают свое яркое, поистине уникальное место, и стремление фирмы «Мелодия» еще раз напомнить о них слушателям XXI века абсолютно естественно. Эти исполнители были коллегами по сцене – и не только по сцене Большого. Они пели в крупнейших оперных театрах мира, и их имена известны далеко за пределами нашей страны. И всё же по меркам отечественных звезд советского времени мировая известность и феноменальная исполнительская карьера Елены Образцовой с лихвой побила все рекорды! А благодаря деятельности Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства (Фонда, основанного певицей в 2011 году) дело всей ее жизни продолжает жить и по сей день.

Сочинения Шумана и Малера в исполнении Елены Образцовой

В сотрудничестве с Фондом Елены Образцовой за последние три года на фирме «Мелодия» вышел ряд CD-альбомов певицы с записями разных лет. В 2014 году по случаю 75-летия примадонны был издан юбилейный сборник арий из опер русских и зарубежных композиторов (MEL CD 10 02299). 2015 год принес еще три диска: романсы Чайковского (MEL CD 10 02389), русские песни и романсы (MEL CD 10 02332), а также вокальные опусы Георгия Свиридова (1915–1998) в аккомпанементе автора, изданные к 100-летию со дня его рождения (MEL CD 10 02415). В 2016 году появился изумительный альбом певицы с записями вокально-оркестровых сочинений Берлиоза, Вагнера и Брамса (MEL CD 10 02440).

Новый CD-альбом (MEL CD 10 02484) с архивными записями сочинений Шумана и Малера, появившийся в сотрудничестве с Фондом Елены Образцовой, – апрельский релиз нынешнего года. Несомненно, и он полноправно вселяет в сердца меломанов еще одну толику светлого оптимизма. Запись вокального цикла Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины» для голоса и фортепиано на слова Адельберта фон Шамиссо (1840, ор. 42, треки 1–8), а также пяти песен из других опусов (циклов) этого же композитора (треки 9–13) осуществлена на фирме «Мелодия» в 1979 году (партия фортепиано – Важа Чачава). Вокальный цикл Густава Малера «Песни об умерших детях» для голоса и оркестра на слова Фридриха Рюккерта (1904, треки 14–18) записан по трансляции из Большого зала Московской консерватории 15 апреля 1981 года с Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио (дирижер – Юрий Симонов).

Этот альбом удачно соединил в себе немецкий поэтический романтизм на двух полюсах музыкальной эстетики. С одной стороны, тонкая, акварельно-камерная, возвышенно романтическая звукопись первой половины XIX века, – и это вдохновенный романтик Шуман. С другой, это «суровое» позднеромантическое полотно вокально-симфонической фактуры, вполне характéрная музыкальная ткань начала XX века, кажется, с подспудно вплетенной в нее экспрессионистской нитью, – и это уже «суровый» романтик Малер. Общее время звучания диска – 64 минуты, и за эти восхитительные мгновенья певица, мастерски владея всем арсеналом психологической нюансировки и драматической выразительности, проживает большую полновесную жизнь – жизнь, которая, увы, всегда неразлучна со смертью. В этой жизни есть радость и счастье, есть невзгоды и потери, но главное – то, что в ней всегда есть внутренний спасительный свет и любовь!

Голос певицы, запечатленный на диске для вечности, – это сама страсть, одно большое всепоглощающее чувство, рождающее в душе слушателя массу эфемерных, ощущаемых на уровне подсознания эмоций. Вокальный цикл Шумана на слова Шамиссо – простая и довольно незамысловатая квинтэссенция жизни героини, собирательный образ которой раскрывается через ее первую встречу с возлюбленным, помолвку, вступление в брак, рождение ребенка и смерть супруга. В драматургической концепции альбома пять грустных по настроению, но проникновенно лиричных и необычайно трогательных вокальных миниатюр Шумана можно рассматривать как удивительно точно выстроенный тематический цикл, как своеобразную интерлюдию, соединяющую ярко романтический цикл Шумана – Шамиссо со скорбно-трагическим циклом Малера – Рюккерта.

В эту импровизированную интерлюдию вошли песни «Лунная ночь» на слова Йозефа фон Эйхендорфа (op. 39, № 5), «Лотос» на слова Генриха Гейне (op. 25, № 7), «Тихая любовь» и «Тихие слезы» на слова Юстинуса Кернера (op. 35, № 8 и № 10), а также «Моя роза» на слова Николауса Ленау (op. 90, № 2). И в этих песнях, и в цикле на слова Шамиссо аккомпаниатор Важа Чачава выступает подлинным единомышленником певицы. Этот музыкант-концертмейстер от Бога невероятно тонко и глубоко чувствует музыку, он рафинированно вдумчив и поистине неповторим в органичном слиянии аккомпанемента и певческого голоса, тем более что у Шумана партия фортепиано – далеко не просто аккомпанемент, а второй, но не менее важный по значимости голос.

«Песни об умерших детях» – развернутая и довольно обстоятельная зарисовка безутешного горя, словно продолжающая тему утраты в цикле Шумана – Шамиссо. Но если тогда надежда и душевное просветление решительно смогли противостоять смерти, то на этот раз в рельефно-выразительных мелодических фигурациях как певческого голоса, так и оркестра тема смерти детей несет лишь одну безутешную скорбь. А впрочем, разве может быть иначе? В этом цикле пять, на первый взгляд, определенно похожих, но эмоционально отличающихся по степени своей скорбной окраски частей: «Заря восходит, так светла», «Теперь понятно мне в моей печали», «Чуть заслышу я: мать вошла твоя», «В плену я одной мечты знакомой» и «В такую бурю, свидетель Бог».

Путь отчаяния, который проходит певица, поющая скорбь и страдание от первого лица, от лица матери, ведет от исходной сдержанности к финальной открытости, к большей степени эмоциональности, нарастающей с каждым номером. В итоге на фоне ненастья природы буря бушует в душе исполнителя, и в этом – вся суть! Но на финальной строфе цикл неожиданно приобретает распевность, умиротворение, а тихое угасание в оркестре как раз и есть ассоциация скоротечного заката детской жизни. Опираясь на дирижерскую поддержку Юрия Симонова в оркестре, всю гамму чувственных нюансов Елена Образцова доносит до слушателя, щедро задействуя богатую палитру своего голоса. Очень ценно, что альбом снабжен прекрасным буклетом с необходимой информацией об истории создания опусов и русскими переводами немецких песенных текстов: для полновесного смыслового восприятия камерной и вокально-симфонической музыки это исключительно важно.

 

Арии и сцены из опер в исполнении Юрия Мазурока

Другой апрельский релиз фирмы «Мелодия» этого года – арии и сцены из опер в исполнении Юрия Мазурока (MEL CD 10 02393). Общее время звучания диска – около 60 минут (13 треков). Это сборник студийных записей, сделанных певцом в разные годы с Оркестром Государственного академического Большого театра СССР (дирижер – Марк Эрмлер). Самая «древняя» из них – 1966 года (второй романс Демона из одноименной оперы Рубинштейна), а наибольшее число записей осуществлено в 1971 году. В их числе – ариозо Мазепы из II акта одноименной оперы Чайковского, три фрагмента из опер Римского-Корсакова (ария Грязного из I акта «Царской невесты», песня Веденецкого гостя из «Садко», ариозо Мизгиря из «Снегурочки»), ария Дон Жуана из одноименной оперы Моцарта, два фрагмента из опер Верди (ария Ренато из III акта «Бал-маскарада», речитатив и ария Графа ди Луна из II акта «Трубадура») и пролог к «Паяцам» Леонкавалло.

Записи арии Онегина из I акта оперы «Евгений Онегин» Чайковского и монолога Яго из II акта оперы «Отелло» Верди – год 1979-й, а записи баллады Томского из оперы «Пиковая дама» Чайковского и арии Шакловитого из оперы «Хованщина» Мусоргского – 1980-й. Как видно, подавляющее большинство представленных партий – партии в операх русского классического репертуара (фрагменты опусов Моцарта, Верди и Леонкавалло звучат в итальянском оригинале). При этом для истинных меломанов, пожалуй, наиболее интересно услышать фрагменты тех партий, которые в театральных постановках певец никогда не исполнял. И среди приведенных выше партий таких довольно много: Демон, Грязной, Мизгирь, Дон Жуан, Тонио (пролог к «Паяцам»), Яго, Томский и Шакловитый.

Впрочем, в Большом театре певец с блеском исполнял в «Паяцах» партию Сильвио, а в «Пиковой даме» – партию Елецкого, и на то, конечно же, есть объективные причины. По природе своего вокала Юрий Мазурок был баритоном лирическим, обладателем голоса редчайшего тембрального благородства, мастером выразительной интонации и кантилены, носителем традиций высокой вокальной школы корифеев прошлого, артистом истинно царственного сценического поведения, подлинным знатоком образного перевоплощения. Он был великолепным Жермоном в вердиевской «Травиате», он был необычайно хорош – просто роскошен! – в партиях Онегина и Елецкого, Ренато и Графа ди Луна, и эти его роли невозможно забыть до сих пор. Однако и в партиях, требующих явной драматической аффектации, будь то Мазепа, Скарпиа в «Тоске» Пуччини или Риголетто в одноименной опере Верди, певец всегда демонстрировал уровень высочайшей музыкальной культуры: владения всем арсеналом вокального технического оснащения было у него не отнять!

Новый альбом дарит наслаждение поэтикой мелоса и магией кантилены в романсе Демона и песне Веденецкого гостя, в полной мере дает ощутить музыкально тонкий и вместе с тем глубокий психологизм в ариях Мазепы и Шакловитого, Грязного и даже сказочного Мизгиря, так что «новые» Рубинштейн, Римский-Корсаков и Мусоргский – едва ли не главная изюминка альбома! Партия Онегина – конек русского репертуара певца, и запись на диске лишь подтверждает это снова. Сюрприз, приятный во всех отношениях, также несет меломанам очарование игривой арией Дон Жуана и балладой Томского.

Другой сюрприз – пролог к «Паяцам» и монолог Яго. Трактовка пролога – маленький шедевр исполнителя: она восхищает от первой до последней ноты, но и монолог Яго – крепкий драматический орешек всех баритонов – раскалывается певцом профессионально легко и драматически убедительно. В совершенстве развитое чувство исполнительского стиля и «сокрушительный» темперамент певца мощно проступают также во фрагментах коронных партий его итальянского репертуара – Ренато и Графа ди Луна. И это вовсе уже не сюрприз, а счастливое возвращение в XX век – в эпоху золотых голосов Большого!

 

Источник: belcanto.ru

Памяти Елены Образцовой. Опера «Дочь полка» в Москве

10 апреля (понедельник) в 14:00 в ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная концертному исполнению оперы Г. Доницетти «Дочь полка» в честь оперной певицы Елены Образцовой.

Об истории оперы, ее исполнителях и подготовке к выступлению в Москве расскажут ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов, директор Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» Наталья Игнатенко, исполнители главных партий оперы «Дочь полка» Дмитрий Корчак, Ольга Пудова, Бруно Пратико (Италия), дирижер Денис Власенко, народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко.

Оперная дива Елена Образцова дебютировала в роли Маркизы де Беркенфилд в спектакле «Дочь полка» в июне 2006 года на сцене Болонского театра «Коммунале». Эта роль стала последней работой певицы на оперной сцене.

Концертное исполнение оперы «Дочь полка» состоится 12 апреля 2017 года в Большом зале Московской консерватории и станет третьим в Москве в ХХ веке. Первые два состоялись в 1981 и 2011 годах.

Вход по предварительной аккредитации при наличии паспорта или редакционного удостоверения.
 
Справки и аккредитация:
+7 (903) 284-25-41
Адрес:
Москва, Тверской бульвар, дом 2, 2-й этаж

 

Наталья Игнатенко стала членом Общественной палаты Российской Федерации

Генеральный директор Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» Наталья Игнатенко получила личное приглашение от Президента РФ В.В. Путина войти в новый состав Общественной палаты Российской Федерации в феврале 2017 года.

Указом Президента РФ В.В. Путина от 20 марта 2017 года утвержден новый состав Общественной палаты Российской Федерации, членом которой стала Наталья Игнатенко.

ВЗГЛЯД ТАСС

Расписание занятий Творческой школы 2017 в Москве

C 11 по 19 марта 2017 года в залах Галереи Александра Шилова в Москве будет проводиться
Творческая школа вокального мастерства Елены Образцовой.

Расписание занятий

11 марта (суббота) — Зал №214
с 10:30 Регистрация участников, собрание и торжественное открытие Школы
с 11:00 Мастер-классы заведующей кафедрой сольного пения Академии хорового искусства имени В.С. Попова
Светланы Григорьевны НЕСТЕРЕНКО
с 16:00 Лекция-практикум «Работа режиссера с певцом-актером» художественного руководителя Московского музыкального театра «Геликон-Опера»
Дмитрия Александровича БЕРТМАНА
12 марта (воскресенье) — Зал №214
c 10:30 Репетиции с концертмейстерами
с 11:00 Индивидуальные мастер-классы заведующей кафедрой сольного пения Академии хорового искусства имени В.С. Попова
Светланы Григорьевны НЕСТЕРЕНКО
с 16:00 Лекция и мастер-класс «Работа со словом в камерно-вокальной музыке» профессора РАМ им. Гнесиных и Международного гуманитарного университета
Марии Наумовны БЕР
13 марта (понедельник) — Зал №214
c 10:30 Репетиции с концертмейстерами
с 11:00 Лекция-практикум «Итальянское пение» коуча Большого театра
Алессандро АМОРЕТТИ
с 15:00 Лекция «Театральный костюм» Заслуженного художника РФ
Виктории Ивановны СЕВРЮКОВОЙ
14 марта (вторник) — Зал №214
c 11:30 Репетиции с концертмейстерами
с 12:00 Лекция-практикум «Основы пения для молодых певцов» Заслуженной артистки РФ, преподавателя кафедры «Академическое пение» ГМПИ им. Ипполитова-Иванова
Марины Алексеевны ШУТОВОЙ
15 марта (среда) — Зал №214
c 10:30 Репетиции с концертмейстерами
с 13:00 Лекция-практикум «Русский бытовой романс» Народной артистки РФ
Ларисы Алексеевны КУРДЮМОВОЙ
с 16:00 Лекция-практикум «Сценическое движение» прима-балерины Мариинского театра, Народной артистки РФ
Юлии Викторовны МАХАЛИНОЙ
16 марта (четверг) — Зал №214
c 10:30 Репетиции с концертмейстерами
с 11:00 Индивидуальные мастер-классы Народной артистки РСФСР
Галины Алексеевны ПИСАРЕНКО
с 16:00 Лекция-практикум «Актерское мастерство» профессора кафедры мастерства актера Театрального института им. Б. Щукина, Заслуженной артистки РФ
Анны Леонардовны ДУБРОВСКОЙ
17 марта (пятница) — Зал №214
c 10:30 Репетиции с концертмейстерами
с 11:00 Индивидуальные мастер-классы Народной артистки РСФСР
Галины Алексеевны ПИСАРЕНКО
с 16:00 Мастер-классы по вокалу художественного руководителя Молодежной оперной программы Большого театра России
Дмитрия Юрьевича ВДОВИНА
18 марта (суббота) — Зал №214
с 14:00 Индивидуальные мастер-классы Народной артистки СССР
Тамары Ильиничны СИНЯВСКОЙ
19 марта (воскресенье) — Зал №214
c 13:00 Индивидуальные мастер-классы Народной артистки СССР
Тамары Ильиничны СИНЯВСКОЙ
Зал №3
17:00 Торжественное закрытие и заключительный концерт участников Творческой школы вокального мастерства.
Презентация книги Марии Баталовой с участием артистов театра, кино и эстрады.

В программе возможны изменения. Следите за обновлениями на сайте.